Почему реформа образования обречена на провал
Многострадальный законопроект "Об образовании" снова переписали. 4 апреля в Верховной Раде был зарегистрирован документ № 3491-д - результат творчества парламентского комитета по вопросам науки и образования. Этот проект, как и предыдущий, берет за основу польский образец реформирования системы образования. Из опыта наших соседей позаимствована идея децентрализации управления образованием и автономия учебных заведений, четкое разделение на этапы обучения с детского сада по докторантуру (обеспечивается непрерывность системы, при этом выпускник каждого этапа может продолжать обучение на высших уровнях). "Если подобная реформа была успешна там, то почему не может быть успешна у нас?", - говорит заместитель министра образования и науки Павел Хобзей.
На самом деле, есть несколько причин, по которым в нашей стране реформа может провалиться. Во-первых, в обществе и профессиональной среде нет поддержки одного из ее наиболее резонансных новшеств - перехода к 12-летнему полному общему среднему образованию. Против этого выступает 70% родителей и 68% педагогов - таковы результаты опроса, проведенного Фондом "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива. Сторонники 12-летки так и не удосужились объяснить обществу - зачем это надо? Аргумент - "это общеевропейский опыт" - нельзя воспринимать всерьез.
Во-вторых, нерешенным остается денежный вопрос. Для реализации такого новшества надо будет разработать новые программы, напечатать новые учебники, найти дополнительные средства на заработную плату учителям. В какую конкретно сумму обойдется дополнительный год - чиновник не уточняют. Кстати, именно цена введения 12-летки стала одним из аргументов, заставивших Верховную Раду в 2010 году отказаться от этой идеи.
Согласно законопроекту, 12-летка будет включать три уровня: начальное образование (четыре года), базовое среднее образование в гимназии (пять лет) и профильное среднее образование в лицее или учреждении профобразования (три года). Более того, установлены даже конкретные сроки: начальная и старшая школы должны перейти на обновленную программу с 1 сентября 2018 года. Но не факт, что за оставшееся время чиновники МОН успеют разработать новые учебные программы, методички, напечатать учебники и т. п.
Среди других новаций документа - разделение профессионально-технического образования на базовое и высшее, создание образовательных округов и опорных школ, внедрение специализированного образования - художественного, спортивного, военного и научного. После скандала с финансированием ПТУ, которые остались без средств к существованию, поскольку с начала этого года были переведены на содержание за счет местных бюджетов, авторы поправок к законопроекту решили "утрясти" денежные вопросы. Так, базовое профобразование будет финансироваться из областных бюджетов, а высшее профобразование - из областных бюджетов и государственной казны. Получение общего среднего образования в ПТУ будет обеспечиваться за счет субвенции из госбюджета.
Однако в целом проблема финансового обеспечения реформы остается под большим вопросом. "Отсутствие какого-либо финансово-экономического обоснования такого масштабного законопроекта вызывает большую обеспокоенность. С его принятием кардинально меняется вся структура образования на всех уровнях. Это потребует значительных объемов средств, как для разработки новых учебных программ, так и для печати новых учебников и переподготовки учителей", - говорит первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам науки и образования Александр Спиваковский.
Согласно законопроекту, государство должно ежегодно выделять на образование не менее 7% ВВП (действующий Закон Украины "Об образовании" устанавливает норму ассигнований в пределах 10% национального дохода, но реально в последние годы на эту сферу тратится 5,2-6,7% ВВП). По прогнозам Всемирного банка, рост валового внутреннего продукта Украины в 2016 году ожидается на уровне на 1%, в 2017 году - 2%. То есть, согласно законопроекту, Украина должна будет выделять на образование 135-138 млрд грн. в год. Учитывая, что образование хронически недофинансировалось многие годы подряд (всегда находились какие-то более важные расходы), вряд ли эта ситуация изменится в ближайшие несколько лет. И если сейчас этой суммы не хватает даже на функционирование существующей системы образования, то на реформирование ее и подавно будет недостаточно.
По оценкам Минфина, только на минимальное обеспечение мероприятий по выполнению закона "Об образовании" в течение двух ближайших лет необходимо 163,3 млрд. грн. Но в ведомстве допускают, что "многие положения реформы не будут выполнены из-за отсутствия у государства денег".
Все предпринятые ранее попытки реформировать украинское образование закончились ничем. Вспомнить хотя бы неудачную имплементацию закона о высшем образовании, из года в год повторяющуюся ситуацию с дефицитом школьных учебников, проваленную программу "Школьный автобус", передачу профтехобразования на финансирование из местных бюджетов, после чего ПТУ остались без денег. Если Верховная Рада все-таки примет закон "Об образовании", не подкрепленный реальным финансированием, то старая система будет разрушена, а новая не создана из-за банального отсутствия средств.