• Главная
  • Реформа децентрализации в Добропольском районе или Золотоколодецкая «Завидная невеста»
Объединение громад
15:22, 24 ноября 2016 г.

Реформа децентрализации в Добропольском районе или Золотоколодецкая «Завидная невеста»

Объединение громад

Уже 20 лет назад практически все политические силы говорили, что во избежание будущих проблем надо "делегировать" большую часть прав и полномочий из центра на места. Причем не обязательно – только областям, но обязательно – местным советам. 

Украине понадобились большие потрясения, чтобы о реформе децентрализации стали всерьез говорить. В чем суть реформы? Если отойти от политического контекста, было запланировано укрупнить нижнее звено системы местного самоуправления, параллельно наделив соответствующие органы власти реальными административными и финансовыми полномочиями. Базовыми административно-территориальными единицами стали объединённые громады, которые по размерам напоминают районы, существовавшие до хрущёвской реформы. По окончанию децентрализации в историю должны будут уйти сельские органы самоуправления, а также государственные администрации на региональном уровне.

Украинская концепция реформы децентрализации по форме похожа на польскую. Базовой единицей там является гмина - город, городок или несколько сел, аналогом нашего района является повят. Крупные города вроде Варшавы приравниваются в правах с повятом, и отдельные районы в таких городах являются отдельными гминами. Повяты объединены в воеводства.

Большинство средств, собранных на территории гмины в виде местных налогов (налог на недвижимость, земельный и экологический сборы), там и остаются. Государство мало берет, но и дает совсем немного: принцип "не отдавать, а получать" здесь не работает. Самостоятельность гмины выходит очень большой: 20% бюджета – это собственные доходы, 30% – поступления от налога на доходы физлиц. 35% – дотации (без указания целевого назначения) и 15% – субвенции (на конкретное задание, за которое нужно отчитаться).

Но это не значит, что общины целиком содержат себя сами: очень важным фактором являются субвенции из бюджета ЕС. Скажем, в 2014 г. в бюджете Варшавы было запланировано 13 млрд. злотых дохода; из этой суммы 2 млрд. злотых – субвенции от ЕС. За деньги от еврофондов все административные единицы создают транспортную и социальную инфраструктуру в стране. 

Реформа децентрализации в Украине продолжается второй год и в Донецкой области пока что проходит с трудом: за 2015 год в области было сформировано всего три объединенные территориальные громады – Черкасская, объединившая четыре местных совета, Лиманская (в настоящий момент является самой крупной в Украине), и Октябрьская, административным центром которой стало село Октябрьское Добропольского района.

2016 год обещал быть более "урожайным" на объединенные громады. По словам Павла Жебривского, в текущем году было запланировано провести объединение 10 территориальных громад: Андреевской, Николаевской, Краматорской, Белозерской, Бахмутской, Соледарской, Светлодарской, Северской, Очеретинской, Комарской. 

Реформа децентрализации в Добропольском районе или Золотоколодецкая «Завидная невеста», фото-1

Основные преимущества от объединения – это налоги, которые останутся в бюджете громад. Основной процент – средства, выделяемые громаде на доходы физических лиц. На сегодняшний день, согласно Бюджетному кодексу, этот налог выплачивается или в районный бюджет, или в бюджет городов областного значения. По закону сформированные громады получают государственную субвенцию. Для трёх громад Донецкой области это 35 млн. грн., которые должны потратить на развитие социальной инфраструктуры: построрения центра административных услуг, капремонта коммунальных учреждений, водоводов и так далее. Субвенции рассчитывались соответственно с площадью громады и количеством населения.

В 2015 году Андреевская сельская территориальная громада заявила о своем желании объединиться с Сергеевским сельским советом Славянского района и Золотоколодецким сельским советом Добропольского района. Были взвешены финансовые возможности, проведены сходы граждан, подготовлены все необходимые документы. От ДонОГА получены позитивные заключения о том, что процедура объединения проведена в соответствии с законодательством. Жители сёл Андреевка, Сергеевка и Золотой Колодец идею объединения громад поддерживали изначально:

- Село стареет, - рассказывает Надежда Ивановна, жительница Золотого Колодца, - Людям преклонного возраста очень тяжело добираться до центра, чтобы получить там какую-то справку, социальные услуги. Мы с самого начала проводили работу с жителями, все  сделали осознанный выбор.

Однако выборы в объединенной громаде с административным центром в Андреевке так и не состоялись. Препятствовала этому проблема административно-территориального разделения: Андреевка и Сергеевка находятся в Славянском районе, а Золотой Колодец принадлежит Добропольскому. Для того,  чтобы объединить их в одну громаду, необходимо постановление о смене границ районов. Казалось бы, причина задержки объединения была установлена, и селянам оставалось только дождаться решения Верховной Рады об изменении административных границ, после чего провести выборы. Когда началась законодательная работа по изменению границ, в Управление внедрения реформ и децентрализации пришло письмо от жителей Золотого - часть из них была против новой громады, поскольку общественные слушания прошли с нарушениями. Как итог - новоизбранный депутатский корпус Золотого Колодца отменил решение сессии депутатов предыдущего созыва о присоединении к составу Андреевской громады.

Реформа децентрализации в Добропольском районе или Золотоколодецкая «Завидная невеста», фото-2
Реформа децентрализации в Добропольском районе или Золотоколодецкая «Завидная невеста», фото-3

- К нам обратился сельский совет Золотого Колодца с просьбой приостановить процесс, в связи с тем, что была нарушена процедура добровольного объединения. Местное население акцентирует внимание на том, что мнения большинства жителей не были учтены, – рассказывает начальник управления внутренней политики, внедрения реформ и децентрализации Донецкой ОГА Людмила Быченко.

Также по её словам, село Золотой Колодец в вопросе объединения громад – «завидная невеста», ведь войти в состав территориального объединения сельскому совету предлагали несколько раз.

- В Золотоколодецкий сельский совет поступали предложения рассмотреть объединение  и от  Белозёрского, и от Доброполья, и от Октябрьского, и от Андреевки, - рассказала Людмила Быченко. -  Далее предложили провести повторные  общественные обсуждения, в которых жители вместе с депутатами должны будут определиться, к какой из громад присоединится их село.

Если посмотреть на карту, можно увидеть, что территориально Золотому Колодцу  выгодно присоединение как к Андреевке, так и к Октябрьскому.

Реформа децентрализации в Добропольском районе или Золотоколодецкая «Завидная невеста», фото-4

Татьяна Борисовна Сидоренко – золотоколодецкий сельский голова – комментировать ситуацию отказалась.  

- В данный момент я ничего не могу сказать относительно объединения громад. Со следующей недели мы начнём проводить общественные слушания. Только тогда будут результаты и мнения.

Станут ли жители Золотого Колодца отстаивать своё мнение и в пользу какой громады сделают свой выбор – вопрос остаётся открытым.

Читайте также: Процесс децентрализации в Донецкой области тормозит несколько десятков людей - Жебривский

Как внедряются проекты и программы ЕС в Добропольском районе

#ЗолотойКолодец #реформы #объединениегромад #децентрализация #Донецкаяобласть
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити

Комментарии

Объявления
live comments feed...