В Украине Кабмин представил Верховной Раде проект радикальной Пенсионной реформы
Правительством Украины 21 июня 2017 г. одобрен пакет законопроектов по вопросам пенсионной реформы и 22 июня внесен на рассмотрение Верховной Рады. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман ожидает, что Верховная Рада на следующей пленарной неделе его рассмотрит и примет. Об этом он заявил сегодня на заседании правительства, сообщает 112.ua.
"Сейчас мы стоим на пороге последней пленарной недели этой сессии. Мы очень рассчитываем на то, что и вопрос пенсионной реформы, которую ожидают 9 млн. пенсионеров и которая даст им возможность, 9 млн. украинских пенсионеров из 12 млн., получить повышение пенсий с 1 октября, что эта реформа будет рассмотрена парламентом и поддержана", - отметил он.
Проекты законов Украины носят названия: "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий" (регистр. № 6614), "О внесении изменений в статью 588 Таможенного кодекса Украины по вопросам пенсионного обеспечения "(регистр. №6615)," О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по вопросам пенсионного обеспечения "(регистр. № 6616)," О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно повышения пенсий " (регистр. №6617).
Основные положения проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий":
1) осовременивание пенсий путем:
осуществления с 1 октября 2017 перерасчета пенсий, назначенных в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (далее - Закон 1058), с использованием:
единого показателя средней зарплаты, который используется для назначения пенсии в 2017 году на уровне 3764 гривны 40 копеек;
показателя стоимости одного года страхового стажа, пониженного с 1,35 до 1 процента;
страхового стажа на уровне 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин для вычисления:
- пенсии в минимальном размере (статья 28 Закона 1058)
- доплаты за сверхнормативный стаж (стаж более 30/35 лет) (статья 28 Закона 1058).
Справка: для пенсий, которые назначены до октября 2011 года - "пенсионная реформа 2011 года" - требования о продолжительности страхового стажа для назначения пенсии в минимальном размере составляет 20/25 лет для женщины/мужчины соответственно. Надбавка за сверхнормативный стаж рассчитывается, соответственно, за стаж более 20/25 лет.
поглощения имеющихся в структуре пенсионной выплаты временных повышений, надбавок, фиксированных индексаций.
- на переходный период для новых пенсий стоимость года стажа -1,35% сохраняется до конца 2017 года, в том числе при переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту;
- при назначении пенсий в 2018 году при стоимости года стажа 1% будет использоваться показатель средней заработной платы за два последних года, с 2019 года - показатель средней заработной платы за три последних года;
- предполагается автоматический перерасчет пенсий, назначенных по специальным законам, и перевод их на пенсию, назначенную в соответствии с Законом 1058.
2) восстановление с 1 октября 2017 выплаты пенсий работающим пенсионерам в полном размере.
3) пересмотр размера и условий назначения минимальной пенсии по возрасту:
на уровне прожиточного минимума пенсия в минимальном размере будет назначаться лицам, у которых имеется страховой стаж 30/35 лет для женщины и мужчины;
с 1 января 2018 г. гарантия по обеспечению выплаты пенсий в минимальном размере на уровне 40 процентов от минимальной заработной платы, но не менее чем размер прожиточного минимума, будет обеспечиваться лицам, в которых имеется страховой стаж 30/35 лет, по достижении ими 65 лет;
при отсутствии полного стажа - выплачивается рассчитанная пенсия. Доплата до прожиточного минимума до 65 лет осуществляется с учетом дохода;
меняется расчетная величина для определения минимального размера пенсии для шахтера с 80% средней заплаты шахтера на 80% средней заработной платы.
4) пересмотр условий назначения пенсии по возрасту в 60 лет с 1 января 2018 года:
застрахованное лицо вправе самостоятельно определить свой пенсионный возраст:
- в 60 лет выходят те лица, которые на 01.01.2018 года будут иметь 25 лет страхового стажа.
Диапазон требования относительно страхового стажа ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году.
- в 63 года выходят те лица, которые на 01.01.2018 года уже имеют 15 лет страхового стажа, однако не имеют 25 лет.
Диапазон страхового стажа ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения от 25 лет до 35 лет в 2028 году.
- в 65 лет выходят те лица, которые на 01.01.2018 года имеют 15 лет страхового стажа, однако не имеют 25 лет. То есть в 65 лет выходят на пенсию те, у кого на 01.01.2019 года будет 15 лет страхового стажа, однако не будет 16 лет (требование для выхода в 63 года) и, соответственно в 2028 году будет 15 лет, однако не будет 25 лет (требование для выхода в 63 года). Лицам, у которых не будет 15 лет страхового стажа, будет назначаться государственная социальная помощь по достижении 65 лет.
в случае отсутствия необходимого стажа на дату достижения возраста, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи для работающего лица, пенсия может быть назначена после приобретения соответствующего страхового стажа;
на переходный период (3 года) при потере работы предлагается назначать государственную социальную помощь при 15 годах страхового стажа.
5) пересматриваются условия индексации (перерасчета) пенсий и ежемесячных страховых выплат
Ежегодно с 2021 г. показатель средней зарплаты пересматриваться на 50% роста зарплаты за предыдущие 3 года и на 50% индекса потребительских цен.
В 2019-2020 годах индексация будет осуществляться по отдельному решению Кабинета Министров.
Устанавливается минимальный размер ежемесячной страховой выплаты пострадавшим на производстве - не менее прожиточного минимума в пересчете на 100% утраты трудоспособности (на сегодня минимальный размер не установлен и такие выплаты в отдельных случаях значительно меньше).
С 1 марта 2018 г. при проведении перерасчета будет установлен новый размер ежемесячной страховой выплаты пострадавшим на производстве, у которых этот размер меньше минимальной заработной платы (3200 грн) в пересчете на 100% процентов утраты трудоспособности. (127,5 тыс. застрахованных лиц получат новый повышенных размер такой выплаты).
Устанавливается максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, в т.ч. лицам, которые потеряли кормильца - не выше 10 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.
Пострадавшему, который имеет право одновременно на ежемесячную страховую выплату и на пенсию по инвалидности, предоставляется право выбора большей выплаты.
6) ликвидация специальных пенсионных режимов.
отмена специальных пенсий для:
- госслужащих (на переходный период оставлены нормы относительно тех, которые получили необходимого стажа на 01.05.2016;
- ученых;
- лиц местного самоуправления;
- прокуроров;
- депутатов;
- журналистов.
при этом пенсии, которые были ранее - продолжают выплачиваться;
если при пересчете с 1 октября пенсия на общих условиях будет больше - автоматический перевод;
в период работы на спец. должностях эти пенсии будут платиться по нормам, предусмотренным общими условиями (кроме тех, что были назначены до 2011 года) - возвращена старая норма.
7) изменение условий покупки стажа
возможность покупки до 2 лет отсутствующего страхового стажа с применением дополнительного коэффициента:
2 - за период до 12 месяцев;
1,5 - за период с 13 до 24 месяцев;
8) Изменение механизма возмещения льготных пенсий на уплату работодателями повышенной ставки взноса
с 1 января 2018 года для предприятий отменяется возмещение льготных пенсий;
вводится повышенная ставка единого взноса (15% и 7%) в зависимости от условий труда;
уплата повышенной ставки и льготный выход на пенсию остается по тем категориям, которые возмещали льготные пенсии.
такая уплата не производится за шахтеров, металлургов и предприятиями сельского хозяйства, находящихся на четвертой группе единого взноса, пенсии которых возмещаются из госбюджета;
вводится реструктуризация имеющейся задолженности по возмещению льготных пенсий на 60 месяцев, а также решаются отдельные вопросы задолженности по страховым и единому взносу.
9) Ликвидация пенсий за выслугу лет и льготных пенсий
пенсии за выслугу лет ликвидируются (кроме артистов).
остается льготный выход на пенсию для:
- матерей, которые воспитали 5 детей и инвалидов с детства (в 50 лет);
- военных - участников боевых действий (55 лет)
- лилипутов и диспропорциональных карликов;
- чернобыльцев.
10) передача несвойственных расходов на госбюджет по
- доплате до прожиточного минимума;
- пенсиям за выслугу лет и на льготных условиях;
- расходы на выплату целевой денежной помощи на проживание инвалидам войны и УБД;
- возмещение единого взноса за работающих инвалидов на предприятиях УТОС, УТОГ.
11) женщинам, которым назначена досрочная пенсия в 55 лет, ограничивается применение понижающего коэффициента к размеру пенсии и по зеркальному принципу восстанавливается полный размер исчисленной пенсии;
12) изменяются положения о порядке назначения пенсии за особые заслуги - органами Пенсионного фонда, с даты подачи заявления, а не после представления лицом всех документов);
13) совершенствование пенсионного законодательства.
- учитывая отсутствие с 1 января 2015 4-й категории потерпевших ЧАЭС, уточнены положения о не осуществлении выплаты дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, лицам, отнесенным к категории 4, после 1 января 2015 года;
- повышена минимальная зарплата для исчисления пенсии военнослужащим срочной службы, которые принимали участие в ликвидации аварии на ЧАЭС;
- урегулирование выплаты пенсий по потере кормильца-военного для учеников и студентов до 23 лет;
- упорядочение размера «горной» надбавки к пенсии (вместо 20% пенсии - 20% ПМ)
- приведено законодательство о назначении пенсий по нормам Закона 1058, кроме военнослужащих;
- предлагается дать определение работающему пенсионеру;
- согласуется перечень застрахованных лиц в законе 1058 с Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», в частности предлагается исключить жен дипломатов, за которых на сегодня уплата взносов не осуществляется;
- нормируется положение о зачислении (учет) страхового стажа и заработка военнослужащим (кроме военнослужащих срочной военной службы) по справкам за периоды с 1 июля 2000 года, за которые в Государственном реестре отсутствуют сведения;
- предусматривается внесение отсутствующих в реестре застрахованных лиц данных по военным за период с 2000 года в течение 5 лет;
- пересматриваются условия применения льготного периода для исчисления страхового стажа - предлагается учитывать льготный период исключительно для определения права на назначение пенсии по возрасту. При исчислении размера пенсии «кратный» страховой стаж не будет учитываться;
- упорядочивается определение доплаты к прожиточному минимуму с учетом пенсий от других государств;
- урегулирован механизм определения размера повышения пенсии за более поздний выход на пенсию;
- предоставление права выбора лицу при назначении одной выплаты в случае одновременного получения права на назначение "регресса" и пенсии по инвалидности;
- предоставление возможности перерасчета пенсий работающим пенсионерам без личного обращения в органы ПФУ (автоматический перерасчет пенсий)
- при определении индивидуального коэффициента заработной платы лица, учитывать дополнительно уплаченные средства до минимального размера страхового взноса;
- урегулированы вопросы проверок пенсионным фондом справок о заработной плате;
- урегулированы вопросы выдачи пенсионных удостоверений и информирования застрахованных лиц о страховом стаже;
- определено понятие дефицита средств Пенсионного фонда и предусмотрено его списание.
14) изменения в уплате единого взноса
Изменена расчетная величина для определения максимальной базы для уплаты единого взноса из прожиточного минимума на минимальную заработную плату (15 минимальных зарплат)
- уточняется порядок ведения реестра и обмена информацией с государственным реестром страхователей/застрахованных лиц между органами исполнительной власти;
- уточняется категория пенсионеров, которые работают на упрощенной системе и имеют право на добровольную уплату единого взноса (о распространении на тех, которые достигли пенсионного возраста независимо от вида пенсии)
- привлечены к обязательной уплате единого взноса члены фермерского хозяйства;
- отменяется возможность уплаты предпринимателями 1 группы единого взноса в размере 50% минимального единого взноса.
15) изменения в уплате пенсионного сбора
- сортируется отчетность нотариусов - агентов по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении ими удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества;
16) Государственная помощь лицам, не имеющим права на пенсию для инвалидов I группы назначать без учета дохода.
17) Предусмотрено создание Межведомственной рабочей группы по спорным вопросам по установлению инвалидности.
18) Регулируются вопросы статуса Пенсионного фонда Украины как центрального органа исполнительной власти.
19) Изменяется Фонд, осуществляющий финансирование компенсации работодателю за создание рабочего места. Теперь такую компенсацию будет выплачивать Центр занятости, а не Пенсионный фонд.
20) Изменяется источник финансирования по помощи лицам, не имеющим права на пенсию и компенсации по уходу за инвалидом I группы и 80-летним человеком из Пенсионного фонда (с компенсацией из Госбюджета на соцзащиту через субвенцию).
21) Внесены изменения в порядок исчисления страхового стажа отдельных категорий застрахованных лиц, которым предоставляется право на получение выплат по всем видам страхования (в т.ч. больничных и выплат при несчастном случае на производстве)
- В связи с установлением одинаковой ставки единого взноса (22% с 01.01.2016) периоды уплаты взноса засчитываются в страховой стаж лиц, работающих на условиях гражданско-правовых договоров, физических лиц-предпринимателей и лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно;
- Устанавливается право таких лиц на получение выплат по всем видам социального страхования (сегодня такие лица имеют право на выплаты только по двум видам страхования: пенсионным и на случай безработицы).
22) изменение терминологии "инвалид" - на "лицо с инвалидностью".
23) предусматривается обязательство Кабмина:
до 1 октября подготовить отдельный законопроект по осовремениванию пенсий военным;
в течение 6 месяцев с даты принятия Закона подготовить отдельный Закон о введении профессиональной пенсионной системы для лиц моложе 35 лет.
Отдельными проектами подготовлены изменения в:
Бюджетный кодекс (в части дополнения расширения пенсионной программы затратами на доплаты до минимального размера и уточнены нормы по покрытию дефицита)
Таможенный и Налоговый кодексы при назначении пенсий должностным лицам налоговых и таможенных органов по Закону 1058.
24) В Налоговый кодекс внесены изменения относительно отмены налогообложения пенсий для пенсий за особые заслуги (для Героев Украины).