Концессионные дороги: в Украине начинают строительство качественных, но платных трасс

Украина занимает 137 место из 144 в рейтинге качества дорог от The World Economic Forum. Один из путей улучшить дороги – построить платные трассы. А первыми платными дорогами в Украине могут стать трассы, построенные на условиях концессии.

Концессионные дороги – это новые трассы, построенные с нуля частным инвестором . Компания, которая сделала дорогу, может брать с водителей плату за проезд. Такая дорога качественней, она сокращает путь на 50-100 км из одного пункта в другой, ведь на автобане разрешается более высокая скорость движения.

При этом концессионная дорога может строиться только параллельно существующей бесплатной альтернативе. Законодательно в Украине разрешено строить дороги частным инвесторам. Однако украинские условия не выгодны для бизнеса. Законы нужно менять.

Платными могут стать две-три дороги

Чтобы концессионная дорога окупила себя, нужно 25-30 лет. И на такой трассе должен быть поток из 18 000-20 000 автомобилей. С таким трафиком в Украине существует всего несколько автобанов.

Сейчас концессионные дороги можно строить по двум маршрутам: Киев-Белая Церковь и Львов-Краковец , говорит советник главы "Укравтодора" Александр Кава. Также в ведомстве рассматривают возможность сделать по концессии дорогу из Львова в Мукачево.

Стоимость концессионной дороги Киев-Белая Церковь составит примерно 300 млн долларов, оценивает Кава. Если тендер проведут в этом году, то строительные работы могут начаться в 2019-м. Поскольку дорога концессионная, за нее заплатит инвестор. А потом на протяжении 25-30 лет будет взымать оплату за проезд, тем самым покроет свои траты.

"Пока мы рассматриваем два варианта. Первая – это дорого от Львова до польской границы. Второе – это новая дорога Киев-Белая Церковь, при условии, что старая дорога становится бесплатной альтернативой. И третий вариант, который мы держим в голове – это новая дорога, которая позволит за два часа доезжать от Львова до Мукачево",– говорит Кава.

Фото: архив

Пока что точных исследований трафика на украинских дорогах нет, замечает Тарас Бойчук, председатель проектного офиса SPILNO при Министерстве инфраструктуры. Поэтому сейчас нельзя сказать, по какому маршруту в Украине выгодно строить концессионную дорогу. Но до конца года расчеты будут – изучением потока автомобилей по украинским трассам занимается Мировой банк.

"Несколько раз пытались сделать концессионной дорогу Львов-Краковец, возможно, там достаточный трафик, но нужно дождаться исследования Мирового банка. До сих пор никто такого исследования не делал. Есть предположения, но нужны реальные цифры. На это нужен год. Когда-то считали трафик на дороге Одесса-Рени, но его оказалось мало. Поэтому дорогу восстанавливали через публичные закупки",– отмечает Тарас Бойчук.

Бума строительства новых платных дорог в Украине не будет. В стране нет трафика, который позволит бизнесу проложить и окупить трассу.

"Во всех странах концессионные дороги составляют меньше одного процента от сети дорог. Просто концессионные дороги позволяют уменьшить время государства на строительство новых дорог. Но это не панацея, поскольку основное бремя ремонта дорог лежит на государстве",– добавляет Кава.

Новых дорог не будет без нового законодательства

Для того, чтобы построить дороги в партнерстве с инвестором, Украине нужно изменить законодательство о концессии.

Один из законопроектов на эту тему, проект закона №6766, вводит понятие гарантии. Государство гарантирует выделение земли под строительство дороги, а компания обязывается построить на этом участке автобан. Согласно законопроекту, правительство гарантирует компании, что поток автомобилей на дороге будет на уровне , который обеспечит прибыльность проекта . Если нужного трафика не будет, госбюджету придется компенсировать убытки. Платной трассой 25-50 лет будет владеть только компания-строитель. Затем дорога перейдет государству. При этом концессионер может брать деньги за проезд по своей дороге. Также компания может зарабатывать на своей придорожной инфраструктуре: заправках, СТО, кафе, кемпингах и так далее.

"Ключевое изменение – это введение в законодательстве гарантии трафика, плюс четкое определение того, что такое альтернативная бесплатная дорога, раньше этого не было. Также в проекте закона говорится, что государство должно содействовать консолидации земельных участков",– говорит Александр Кава.

Еще один пакет законопроектов разработало Министерство инфраструктуры совместно с Мировым банком. Пока он получает последние согласования, говорит Тарас Бойчук. В феврале проект будет зарегистрирован в парламенте и получит номер.

Этот проекты позволят строить концессионную дорогу государству в партнерстве с бизнесом и использовать три разные модели оплаты за пользование ею.

"Будут возможны три варианты оплаты за проезд концессионной дорогой. Первый, когда платит только водитель. Таких проектов будет мало. Преимущественно будет микс, когда водитель будет платить столько, сколько может заплатить – это будет определять Кабинет министров. Кабмин будет устанавливать тарифную сетку. Это делается чтобы защитить людей от высоких цен. Тогда, например, водитель платит доллар, а разницу – все что не хватает – за счет дорожного фонда. Возможен вариант, когда не будет бесплатной, но будет оплачиваться исключительно из Дорожного фонда",– отмечает Тарас Бойчук.

Оплата и подсчет трафика будет происходить за счет бесконтактных карточек и видеонаблюдения , говорит эксперт. Так, чтобы попасть на турецкую платную дорогу нужно иметь бесконтактную карточку. На такой дороге установлены камеры наблюдения. Так бесконтактно фиксируется автомобиль и с банковского счета водителя моментально снимаются деньги. Никаких шлагбаумов нет.

Вместо новых дорог – реконструкция старых

Развернуть масштабное строительство дорог с "нуля" невозможно. Это слишком дорого. Более выгодно инвестору реконструировать существующую дорогу. В законопроектах Кабмина предусмотрено, что государство может передать под концессию существующую дорогу . При этом должна быть альтернативная бесплатная дорога поэтому же маршруту.

"Я думаю, в Украине больший потенциал не строительства новых дорог, а восстановления по процедуре концессии существующих, возможно их расширение. Нужно иметь в виду, что у нас есть дорожный Фонд, но там пока 47 млрд гривен. Этих денег недостаточно, чтобы позволить себе европейские дороги. В Украине большой потенциал возобновления и эксплуатации дорог на основании частно-государственного партнерства. С нуля дорога – это очень дорого, а вот возобновление – это более привлекательно для инвесторов",– комментирует Тарас Бойчук.

Фото: Е. Перепелица

В таком случае инвестор получает от государства дорогу, восстанавливает ее и на протяжении определенного промежутка времени обслуживает ее. Трасса может стать платной по одной из моделей, которая предлагается законопроектом. Все будет зависеть от масштабности проектов.

Альтернативные бесплатные дороги не придут в упадок, чтобы обеспечить необходимый трафик на концессионной, уверяет руководитель проектного офиса. Все трассы международного и государственного значения имеют гарантированное финансирование из Дорожного фонда. Именно под эти типы дорог и будут делать концессионные проекты. Государство несет за них ответственность.

"Бесплатная альтернатива будет ремонтироваться. У водителя просто будет выбор: поехать по дороге со скоростью 130 км, или поехать по альтернативной дороге со скоростью 70 км. Человек должен понимать, он доплачивает за скорость. Для некоторых людей важно время. Время – деньги. Собственно, такая мотивация использовать дорогу",– отмечает эксперт.

дорога платнаядорога
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Сегодня Покровское региональное производственное управление компании «Вода Донбасса» разослало своим потребителям соответствующее предупреждение. «В связи с наличием задолженности перед поставщиком «последней надежды» ГПВД «Укринтерэнерго» за потребленную электроэнергию и предупреждением ЧАО «ДТЭК ПЭС-Энергоуголь» с 23 мая 2019 года будут обесточены и остановлены Карловская фильтровальная станция и Ровненский водопроводный узел, что приведет к прекращению...
Общество
Начиная с июня-июля этого года у многих пенсионеров, в том числе проживающих на временно неподконтрольной части Донбасса, но зарегистрировавшихся на подконтрольной как переселенцы (для получения пенсия) заканчивается срок действия электронного пенсионного удостоверения. В связи с этим возникает много вопросов. Ответы дают представители ОО Донбасс SOS. Среди вопросов, которые поступили к общественникам и правозащитникам: “Когда менять ЭПУ, если там два срок...
Общество
Під час засідання виконавчого комітету Добропільської міської ради, яке відбулось 22 травня, присутні заслухали та обговорили 49 питань порядку денного. В ході засідання, члени виконкому заслухали звіти про підсумки роботи підприємств житлово-комунального господарства в осінньо-зимовому періоді 2018-2018 років, про хід виконання Програми економічного і соціального розвитку міста Добропілля за І квартал 2019 року та прийняли відповідні рішення. Затверджено...
Общество
Число угонов значительно сократилось в Донецкой области, а к ответственности привлечен каждый второй злоумышленник, покусившийся на чужой автомобиль.  Об этом сообщает отдел коммуникации ГУ НП в регионе.   С начала года в Донецкой области задокументированы 37 угонов транспортных средств.  Это в полтора раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.  Из общего количества зарегистрированных угонов 9 были совершены на временно оккупированной территории...
Общество
Бажаєте, щоб наше місто стало кращим вже цього року? ДТЕК допоможе! 20 травня розпочато голосування за міні-проекти конкурсу грантів ДТЕК «Громада своїми руками». До 7 червня кожен мешканець України може віддати свій голос за вподобані проекти, які опубліковані на сайті http://spp-dtek.com.ua. Ініціативні мешканці Курахове цього року представили 25 проектів, спрямованих на покращання громади. Найбільшої популярності набрали енергоефективні проекти та SMART...
Новости компаний
Стильное и надежное решение Up-brella – это стильный зонт обратного сложения, очень удобный в использовании. Это новое конструктивное решение для защиты от дождя. Он выручит будь то ливень, град, снег или леденящий ветер. Этот необчный зонтик никогда не оставит лужу на Вашем полу, не намочит Вас и Вашу одежду. Ведь это так неприятно! Нас Вас не упадет ни капельки, когда Вы будете выходить из машины, дома или заходить в магазин. Больше никаких неловких ситу...
Общество
23 мая 2019 года по требованию поставщика «последней надежды» ГП «Укринтерэнерго» оператор системы распределения выполнит частичное отключение электроснабжения коммунального предприятия «Компания «Вода Донбасса». Оператор системы распределения обеспокоен тем, что несмотря на внимание первых лиц государства и руководства Донецкой области к проблеме КП «Компания «Вода Донбасса» - решение не найдено. Водоснабжающее предприятие будет отключено от электроэнерги...
Новости по теме
Карловская фильтровальная станция останавливается из-за долгов
Важно и для жителей Донбасса: как заменить электронное пенсионное удостоверение
У Добропіллі відбулось чергове засідання виконавчого комітету міської ради
Полиция рассказала все об угонах авто на Донетчине: как противостоять похитителям
Стартувало online голосування за міні-проекти «Громада своїми руками»
Водоснабжение снова под угрозой: 23 мая КП «Компания «Вода Донбасса» будет отключена от электроснабжения
Сутки ООС: оккупанты совершили 5 обстрелов, есть раненые
Президент Украины подписал указ о досрочных парламентских выборах
Молодежи Доброполья предлагают пройти онлайн-опрос за деньги
От монополии к многовекторности: Мэр Доброполья подписал важный меморандум
+380 (50) 695-37-55, +380 (93) 139-29-93 г.Краматорск Ветклиника, +380 (626) 41-44-21 г.Краматорск Ветклиника, +380 (95) 533-90-03 г.Краматорск Ветаптека, +380 (50) 366-00-55 г.Краматорск Зоомагазин "Лапуш, +380 (50) 366-00-11 г.Краматорск Салон красоты для, +380 (50) 477-74-50 г.Славянск Ветклиника/админист, +380 (50) 47-74-50 г.Славянск Санитарные стрижки д, +380 (93) 139-29-92 г.Славянск Ветклиника/Лаборато, +380 (6262) 2-03-42 г.Славянск Ветклиника, +380 (50) 477-74-60 г.Славянск Ветаптека-зоомагази, +380 (50) 477-74-70 г.Славянск Ветаптека/Магазин, +380 (50) 366-00-11 г.Славянск Салон Красоты для ж, +380 (50) 477-74-50 г.Славянск Санитарные стрижки , +380 (50) 048-54-95 г.Дружковка Ветклиника/Ветапте, +380 (6267) 3-07-18 г.Дружковка Ветклиника/Ветапте, +380 (50) 366-00-11 г.Дружковка Ветклиника/Салон к, +380 (63) 111-98-32 г.Дружковка Ветклиника, +380 (50) 366-00-11 г.Дружковка Салон красоты для , +380 (50) 048-54-95 г.Дружковка Санитарные стрижки, +380 (99) 490-98-63 г.Святогорск Зоомагазин "Лапуш
Добавить предприятие