Есть ли «другое» дистанционное обучение в Украине?
Вернутся ли школы на дистанционное обучение в Доброполье? Какие есть варианты дистанционного обучения у учеников и родителей? Стоит ли ждать хороших новостей о дистанционном обучении? В каких школах можно учиться дистанционно в Доброполье?
Весной этого года по всей стране был введен карантин, школы перешли на дистанционное обучение. Нельзя сказать, что и очные занятия в школах проходили без проблем, а подобный вынужденный и спонтанный переход и вовсе показал множество проблем.
Отечественные учебные заведения оказались не готовы к работе дистанционно. Катастрофическая нехватка специализированных учебных материалов, малый опыт в этой сфере, сжатые сроки – все это вынудило школы самостоятельно восполнять пробелы, экстренно формировать видео- и аудиолекции, собирать «виртуальные классы».
Одновременно с этим в нашей стране есть примеры успешных дистанционных школ, которые на протяжении многих лет предлагают ученикам качественное образование. В этой статье мы попробуем разобраться, чем отличается обучение в частной дистанционной школе от вынужденных онлайн-уроков на карантине.
Два разных подхода к обучению
Оказавшись перед необходимостью учить детей дома, школы взялись за формирование базы видео- и аудиолекций, настройке Zoom и Skype конференций, создание виртуальных классов в приложения вроде Google Classroom. Часть школ обратилась за помощью и консультациями к своим коллегам, либо начала сотрудничать с уже действующими дистанционными проектами. Здесь примечательно то, что в каждой школе было свое дистанционное обучение, разного качественного уровня, стандартов и общего подхода.
Многие учебные заведения попытались попросту перенести обычные школьные будни в интернет, построить занятия в виртуальных классах аналогично очному обучению. Увы, такой подход нечасто находил отклик у учеников, далеко не всегда удавалось добиться высоких результатов.
А как по-другому?
Большинство передовых проектов по дистанционному обучению действует иначе. В условиях, когда преподаватель физически не может контролировать ученика, есть смысл сместить акцент на индивидуальную работу с каждым ребенком, его мотивацию и увлечение предметом.
Например, первая в Украине полностью дистанционная школа «Оптима» (https://optima.school/) делает акцент на тщательно проработанных и заранее подготовленных учебных материалах, интерактивных заданиях, которые смогут не только полностью раскрыть тему, но и увлечь ученика.
- Современные учебные материалы
Чтобы увлечь современного школьника занятиями, простой видеолекции может быть недостаточно. Особенно сильно это проявляется у самых юных учеников, которым еще тяжело долго концентрировать и удерживать внимание.
Именно для них «Оптима» к новому учебному году подготовила яркие и информативные интерактивные уроки в форме мультипликации, а также более 16 000 учебно-развлекательных заданий по проекту «Розумники» (Smart Kids)».
Средние и старшие классы учатся в более «серьезном» режиме, но и для них предусмотрены качественные 3D анимированные лекции и интерактивные уроки, где они смогут детально изучить анатомию акулы на уроке биологии, наглядно увидеть применение физически формул, пройтись по средневековому замку на уроке истории. Только за летние каникулы «Оптима» разработала более 2500 новых мультимедийных материалов.
Понятно, что такая учебная база не создается за один-два месяца. Специализированные учебные заведения годами формируют свою «библиотеку», сотрудничают с ведущими образовательными проектами. Такой объем, в большинстве случаев, оказывается недоступным обычной школе, у той, к сожалению, попросту не хватает ресурсов и времени.
- Организация обучения и занятий
В обучении дистанционно есть свои огромные положительные стороны, которые не все школы сумели раскрыть. Во время обычного урока преподаватель сильно ограничен: переполненный класс, фиксированная тема урока, небольшой промежуток времени. Учитель физически не может уделить время каждому, ответить на все вопросы, подтянуть отстающих.
Дистанционное обучение устраняет эти ограничения, добавляет гибкости школьной программе. Больше того, она позволяет ученику заниматься в своем ритме. Однако крайне важно, чтобы это было не бесконтрольное самообразование, а тщательно организованный учебный процесс, где у каждого ученика есть преподаватель, готовый в любой момент помочь, ответить на вопросы, разъяснить трудную тему и проконтролировать выполнение упражнений.
В «Оптиме», школе из нашего примера, такую функцию выполняют тьюторы (иначе – наставники). Они не только помогают детям освоить школьную программу, но и подбирают те задания и методы, которые лучше подойдут конкретному ученику.
- Уроки онлайн и виртуальные классы
Практика показала, что наиболее эффективными является индивидуальная работа и занятия в маленьких группах. Когда у ребенка есть возможность задать вопрос, а учителю не нужно распылять свое внимание на 20-30 человек, занятия проходят более комфортно и плодотворно.
Прямо скажем, преподаватель не может обеспечить опеку через монитор большому числу учеников одновременно. Да и для учеников, которые не принимают активного участия, все происходящее является скорее видеолекцией, чем настоящим уроком.
«ОПТИМАльное» количество учеников в таких группах, по мнению рассматриваемой школы, – это четыре человека. Именно в такой группе преподаватель может уделить внимание каждому, помочь разобраться с новым материалом Это отличный вариант для тех семей, где работа у родителей занимает значительную часть дня, нет возможности ежеминутно контролировать учебу ребенка.
В чем обычные школы уступают частным?
Многие родители указывают, что обучение в частных школах – это дорого. Отчасти это так, для обеспечения тьюторов, небольших онлайн-классов, лучших учебных материалов и других преимуществ нужны деньги. Независимое финансирование позволяет таким учебным заведениям определенную свободу и высокие стандарты.
С другой стороны, обучение в обычной школе нельзя назвать полностью бесплатным. Сборы на ремонт класса или школы, необходимость покупать маски и антисептики, организация питания ребенка, услуги частных репетиторов – все это в итоге может оказаться дороже, чем обучение в высококлассной дистанционной школе.
Если к этому добавить снижение рисков, связанных с эпидемией, дорогу до школы и домой, группы продленного дня, то «весовые категории» оказываются очевидно не равны.
Английский можно учить с носителем языка
Очень немного учебных заведений в нашей стране могут похвастаться наличием native-speaker (носителя языка) на должности преподавателя. Дистанционное обучение устраняет подобные ограничения, позволяет привлечь лучших специалистов.
Кроме того, дистанционные школы в Украине обычно стараются тесно сотрудничать с зарубежными коллегами, участвуют в международных образовательных партнерских программах. Например, в «Оптиме» ученики с 5-го класса активно используют всемирно известную платформу Oxfordlearn.com от издательства Oxford University Press. Кроме того, все ученики имеют возможность одновременно поступить в одну из школ США или Канады, получить по окончании учебных заведений сразу два документа об образовании.
Подведем итоги
Есть разные взгляды на концепцию дистанционного обучения, одних бросает в жар при одном его упоминании, другие активно хвалят. Конечный результат будет зависеть от того, как именно дистанционное обучение будет организовано непосредственно в вашей школе.
Сегодня можно бесплатно сравнить два этих подхода. «Оптима» (о которой мы немного говорили выше) в новом учебном году предоставляет бесплатный демодоступ к программе любого класса, вы сами можете попробовать составить свое мнение и принять решение.